«МЫ НЕ ТАК БОГАТЫ, ЧТОБЫ СТРОИТЬ ПЛОХИЕ ДОРОГИ», — СЧИТАЮТ В МОГИЛЕВСКОМ ДСУ-14 ОАО «ДСТ № 3»
Конец сентября выдался для дорожников ДСУ-14 по-настоящему жарким. Надо было в рекордно короткие сроки сдать участки трассы М-5, чтобы делегации праздника «Дажынкі-2013» смогли беспрепятственно проехать до его столицы — Жлобина. Работать приходилось до поздней ночи в три смены. Трасса строится за счет китайских инвестиций, по срокам сдача объекта намечена лишь на лето следующего года. И наблюдавшие за этой внезапной спешкой китайцы были несколько озадачены. У них принято трудиться четко по графику, без всяких там авралов.
— Но мы же не могли подвести наших аграрников, — говорит директор предприятия Иван Воробьев. — Перед нами стояла задача пустить движение по 4 полосам — сделать 2 новые полосы и реконструировать старую дорогу. Это порядка 8 километров пути с двумя развязками. Со своей задачей мы справились — накануне заезда делегаций завершили последние работы. Сейчас трудимся уже в штатном режиме. Продолжаем строить дорогу на тех участках, которые не входили в «Дажынкі». Зимой будем делать земляные работы, возводить насыпи для моста через Днепр. А в перспективе открывается второй участок дороги М-5 — обход Бобруйска — 20 километров пути. Планируется уже с ноября приступить к работе.
В Могилеве займемся реконструкцией улицы Гагарина, будем делать ее без закрытия движения, чтобы не создавать дополнительные неудобства автомобилистам. И будем благоустраивать территорию для строящегося в районе этой улицы гипермаркета — мы выиграли тендер.
За последние годы автопарк ДСУ пополнился современной техникой, позволяющей быстро и качественно строить дороги. Недавно здесь приобрели асфальтоукладчик «Фогель» — он укладывает асфальтобетон шириной до 8—10 метров в одну сторону. «Сейчас собираемся закупить автогрейдер, который будет работать по спутнику, — делится планами директор. — Техника умнейшая. Человеческое присутствие будет минимальным».
Предприятие старается идти в ногу со временем, работает в одной связке с научно-исследовательским центром (БелДорНИИ). Все новое, что появилось в последнее время в дорожном строительстве, в ДСУ уже испытали. В прошлом году на строительстве трассы М-4 дорожники первыми в республике делали асфальтобетонное покрытие на резиновяжущей добавке, которая увеличивает срок службы и не дает деформироваться дорожному полотну. Работы велись рука об руку с учеными.
За качеством работ на предприятии следит сертифицированная лаборатория, в штате есть инженер по качеству. Несколько лет назад в ДСУ получили сертификат на устройство плиточного покрытия.
Три асфальтобетонные установки предприятия обеспечивают дорожников асфальтобетонными смесями, одну из установок даже пришлось перевезти на трассу М-5, где сейчас ведутся работы. Асфальтобетона хватает не только для себя, но и для продажи сторонним организациям. Дополнительные деньги ДСУ зарабатывает на передаче техники в аренду. Так что самосвалы и экскаваторы без дела не простаивают.
— Заполучить выгодный объект сложно? — интересуюсь у директора.
— Для этого нужно иметь безупречную репутацию. И — хорошую базу по технике и персоналу. Все это у нас есть.
Работники имеют возможность повышать квалификацию и в Беларуси, и за границей. Подтверждаем сертификаты на право ведения строительства автомобильных дорог, мостов, искусственных сооружений. Недавно мастер по асфальтоукладке набирался опыта в Германии, еще один наш представитель ездил в Литву. Работники ДСУ в составе сборных бригад от ДСТ работают и в России — строили дороги в Смоленске, Калуге. В качестве возможного варианта, где можно будет потрудиться, сейчас рассматриваются Сочи.
Считается, что труд дорожника неблагодарный. Приходится работать и в дождь, и в зной, и в холод, а народ все равно дороги ругает. «Это все потому, что люди не знают, сколько сил приходится вкладывать нам в свое дело, — считает главный инженер предприятия Юрий Буяков. — Обидно, когда говорят: что там строить дорогу, асфальт положил — и готово. Если так делать, тогда и дороги будут никакие. Но что бы кто ни говорил, самое главное, что после нас что-то остается. Представляете, было чистое поле, а тут раз — и посреди него легла дорога. Ощущаешь себя неким творцом. Я не жалею, что выбрал эту профессию. Горжусь тем, что построил. Хочется, чтобы у нас, как в Германии, автобаны были, но пока существует много факторов, мешающих этому. Надо деньги, чтобы качество было, а чтобы деньги были, надо работать. И, как в случае с яйцом и курицей, не знаешь, что первично».
В советские времена работники ДСУ трудились на самых громких стройках большой страны. В ведении предприятия на тот момент имелась передовая американская дорожная техника — «Гомако». Юрий Буяков вспоминает, что именно из-за этого их тогда пригласили делать взлетную полосу на космодроме в Плесецке.
Кстати, в этом году именно ДСУ-14 строило взлетную полосу для могилевского аэропорта. И таких знаковых объектов у предприятия в городе и за его пределами немало. Все центральные городские магистрали, основные въезды в город, в том числе и со стороны поселка Буйничи, сделаны руками работников ДСУ-14. На счету предприятия более 50 километров трассы М-4, кольцевая вокруг Могилева, благоустроенные площадки вблизи Ледового дворца, легкоатлетического манежа.
На сложности в работе не принято жаловаться, но это не значит, что их нет. «Сейчас очень мало осталось специалистов среди рабочих, — вздыхает главный инженер. — Бытует мнение, что от неквалифицированных работников не требуется специальных знаний, а это неправильно. Дорожный рабочий 4 разряда должен знать, как ставится бордюр, какие существуют допуски…»
А работы у дорожников хватает. Как шутит главный инженер: «Дороги, как и продукты питания, всегда нужны». Сейчас перед дорожниками страны стоит задача связать столицу страны с областными центрами хорошими магистралями. Да и в Могилеве тоже дороги уже пора менять, считают на предприятии. За последние годы нагрузка на них существенно возросла, увеличился транспортный поток. Латать трассы до бесконечности нельзя, да и накладно. «Обходиться текущим ремонтом становится невыгодно, — констатирует Юрий Буяков. — Пришло время основательно их обновить».
Для строительства хороших дорог нужны хорошие деньги. Раньше, когда существовал дорожный фонд, финансирование велось более равномерно. А сейчас все зависит от объемов работ. В этом году, к примеру, они, по сравнению с прошлым годом, на предприятии упали. Но средняя зарплата ниже 500 долларов не опускается. По словам экономиста отдела труда и зарплаты Татьяны Старовойтовой, средняя зарплата за январь–август этого года составила 6 миллионов рублей. Неплохие деньги получают механизаторы — грейдеристы, бульдозеристы — те, кто трудится непосредственно на строительстве дорог. Очень тяжелый и, естественно, более высокооплачиваемый — ручной труд рабочих. И у тех, кто имеет разряд повыше, зарплата тоже достойная.
Среднесписочная численность работающих в ДСУ около 300 человек. И многие из этих людей — опытные и ценные кадры. В этом году звание заслуженного дорожника Беларуси получили еще три работника — машинист автокрана Виктор Филлипов, машинист автогрейдера Николай Божков и водитель Сергей Машков. Все они проработали на предприятии более 30 лет.
— Плохих работников стараемся не держать. А костяк у организации есть — он всегда работает, — говорит директор Иван Воробьев. — Стараюсь находить с людьми общий язык, искать дополнительные объемы работ, чтобы дать возможность заработать. Когда человек материально обеспечен, конфликтных ситуаций не возникнет. Хочется пожелать работникам ДСУ сплоченности, уверенности, достатка. А еще от имени всего предприятия желаю здоровья и успехов в труде нашим смежникам. Наш трест может выполнять любую работу, начиная от «электрики» и заканчивая бетонными работами. ДСУ даже занималось ремонтом мостов, хотя это не наш профиль. Здесь мы зависим от «Мостостроя». Из тех, на кого можно положиться, хочется отметить минское МСУ №2 и могилевское МСУ №1 ОАО «Мостострой», которые на трассе М-5 в преддверии «Дажынак» вовремя сдали путепровод через железную дорогу и дали нам время сделать асфальтобетонное покрытие на мосту. На таких партнеров всегда можно положиться.
Нелли ЗИГУЛЯ.
Оригинал статьи на сайте газеты "Могилевская правда"
ФОТОГАЛЕРЕЯ (1) |